ВЫСОТНЫЕ РАБОТЫ В последние годы растет востребованность и популярность промышленного альпинизма, получившего в узких кругах название «промальп». Большое количество высотных зданий, расположенных часто в таких местах, где нецелесообразно или даже невозможно смонтировать строительные леса, а использовать люльки неэкономично, спровоцировало...

Далее

Услуги арбористики Обрезка деревьев необходима как в городских условиях, так и на дачных участках. Кронирование деревьев это комплекс работ направленный на создание необходимой формы кроны и обрезке ненужных веток. Производят такие работы арбористы – специалисты обладающие навыками промышленного альпинизма. Существует декоративное и аварийное...

Далее

Утепление стен, фасадов, квартир,... При осуществлении работ мы используются технологии утепления фасада методом именуемым как «легко-мокрый» способ. Этот метод позволит вам избавиться от промерзания стен, плесени, грибка и сырости. Так же утепление послужит вам звукоизоляцией и обеспечит прекрасную теплоизоляцию. Качественно выполненная работа подарит вам прохладу...

Далее

Средства промальпинизма. Веревки Данная статья адресована в большей степени тем, кто находиться вне сферы промышленного альпинизма и работ на высоте, пытающимся разобраться, как же выполняются такого рода работы и какими средствами и приемами пользуются высотники. Итак, что же говорит нам определение термина: Промышленный альпинизм Промышленный альпинизм...

Далее

Наружная рекламаНаружная реклама Сегодня трудно представить современный облик городов без наружной рекламы. https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=1G0KM91prp4 Яркие вывески, привлекающие взгляд своими размерами бигборды,  яркие  палитры брендмауеров, ситилайты и другие изыски современной рекламы - все это необъемлемая часть современной жизни города, работающая  на...

Далее

Гроза

Гроза
Гроза обычно продолжается недолго, но за нею может последовать продолжительный дождь, снегопад, буря. Нередко грозу сопровождает град.

 

                

 

Гроза опасна электрическими разрядами, которые могут поразить насмерть или сильно обжечь. Молния главным образом поражает наиболее выступающие места и в первую очередь стремится к металлу.
Чем ближе к месту электрических разрядов находится альпинист, тем большей опасности он подвергается. Поэтому при приближении грозы альпинистам, находящимся на гребне, на жандарме, на отдельном выступе, надо немедленно спуститься под какое-либо прикрытие. Все металлические вещи нужно сложить подальше от себя, но не ниже себя и не над собой, а вверх в сторону. Приблизительное расстояние до места электрических разрядов можно высчитать следующим образом: сосчитать, сколько пройдет секунд между появлением молнии и раскатом грома, полученное число секунд разделить на три, и получим приблизительное количество километров, отделяющих альпиниста от места электрических разрядов. В грозу надо остерегаться камнепадов и лавин.

 

                               

 

 

 

Если двери и окна в твоем доме открыты, он защищен от удара молнии, поскольку она пройдет через дом и выйдет наружу; если же двери закрыты, то дом будет разрушен. (Бедфордшир).
Кое-где в Уэльсе было принято при приближении грозы бить в церковные колокола. Этот обычай сохранялся еще в XIX в. Кроме того, он пользовался большой популярностью на Севере Англии.Винкин де Ворд сообщает, что "колокола, бьющие в грозу, изгоняют и обращают в бегство злых и нечистых духов, и смягчают бурю".Это поверье распространено во всем мире. Африканские тесо, живущие на равнинах между горой Элгон и озером Кьога, тоже бьют в колокола, чтобы изгнать демонов бури.Еще одним средством защиты от молнии была обугленная ветка из костра летнего солнцестояния. В XIV и XVII вв. считалось, что дом, в котором хранят эту ветку, никогда не пострадает от грозы - и, разумеется, от молнии.Так же точно обстояло дело с обугленными ветками из любого большого праздничного костра. Жители Бретани приносили в дом палки из костров летнего солнцестояния. Их ставили у кровати, в которой спал глава семьи, между куском пирога Двенадцатой Ночи и веткой самшита, благословленной в Вербное Воскресенье.

 

 

                       

(Заметьте, что католические священники тоже способствовали сохранению суеверия). С этого момента дом считался защищенным от любого бедствия, связанного с грозой. В Вестфалии святочное полено вытаскивали из огня, как только оно начинало обгорать. Его бережно хранили в доме и клали в огонь всякий раз, когда приближалась гроза. Считалось, что ни одна молния не ударит в дом, где тлеет святочное полено.И, наконец, еще одно суеверие. Оно взято из древнесаксонской рукописи, переведенной доктором Хиксом: "Если в новом году первый гром ударит в воскресенье, это предвещает смерть в королевской семье; если в субботу, то умрет кто-нибудь из судей или губернаторов".Согласно русским народным представлениям, во время грозы Св. Илья-пророк мчится по небу на огненной колеснице и "мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты" . "Основанием такого убеждения послужило нахождение в песке так называемых]. "громовых стрелок" [см. соответствующую статью], то есть конусообразных сплавов от удара молнии в кварц" .От разящих стрел Ильи-пророка бес может спрятаться и в человека, но Святой не пощадит раба Божьего и убьет его вместе с нечистым: "Спорит однажды Бог с сатаной... Сатана говорит:- Я от тебя в дереве спрячусь.- А я дерево расщеплю и в дереве тебя найду, - отвечает Бог.- Тогда я спрячусь в камне.- И в камне я тебя найду.- А я в рабу твою спрячусь.- Я рабу свою убью, тебя там найду, а рабу грехам прощу.С тех пор во время грозы сатана прячется - то в дерево, то в скотину, то в человека. Если дерево разобьет грозой, говорят: "Ишь, ведь, куда спрятался - проклятый!.." А про убитых грозой людей говорят: "Богу достойный..." .Оглушенных громом "зарывают в сырую землю (только лицо остается открытым), обкладывают сырыми капустными листьями, свежей травой" .Русские крестьяне и в наши дни во время грозы неукоснительно соблюдают ряд запретов в качестве предохранительных мер. Так, "нельзя быть с растрепанными волосами, в подоткнутом платье - много места тут укрываться анчутке - беспятому (бесу). Всякую посуду в избе надо опрокинуть, если она пустая: налитую следует поспешно закрестить" . "Иметь во время грозы близ себя нечистых животных, т.е. собак и кошек, безусловно не следует потому, что в них может войти бегущий от опасности нечистый дух" . "Во время грозы ... принимаются разные предосторожности... Есть что-либо во время грозы считается грехом; всякие занятия оставляются. Под крышу втыкают освященные в Троициндень березки для предотвращения удара молнии; снимают иконы и ставят их на окно лицом на улицу; закрывают чем-нибудь самовар, чтобы "молния его не увидала"; зажигают пред образами крещенские или христовские свечи; выставляют на крыльцо железную клюку, потому что молния ее боится. При пожаре, происшедшем от молнии, не позволяют кричать.

Пожар заливают пресным молоком, дробинами из квасника или кидают в огонь сырое яйцо" .Возможно, английский обычай класть железный прут на бочку с пивом во время грозы является отголоском архаичных представлений о том, что черти, разбегающиеся в разные стороны от разящих их молний, могут найти убежище в налитой посуде, а заостренные железные предметы (каковым является прут) отгоняют нечистую силу.

 

                                

Позднее данное магическое действие могло получить более современную мотивировку ("чтобы пиво не прокисло"), не связанную непосредственно с нечистой силой.Как в Англии, так и в России верят, что звон церковных колоколов "очищает" воздух от нечистой силы, которая особенно "активна" во время гроз .В отличие от английского поверья, предписывающего открывать во время грозы все окна и двери, в русских деревнях тщательно закрывают все входные отверстия (чтобы бес не влетел). Вместе с тем в ряде регионов "во время грозы ... крестьяне обыкновенно не находятся в избе, а сидят на крыльце или в сенях при открытой наружной двери. Прятаться от "воли Божьей", как русский народ называет грозу, считается грехом".Как и в английской традиции, в России "средством, предохраняющим человека и его имущество от гибельного действия молнии, является тот же огонь: следует держать в доме головню от пожара, происшедшего от молнии" . И "хотя большею частью в грозу плотно запираются окна и закрываются трубы, но в некоторых местах (Любимский уезд, Ярославский губ.) нарочно топят печи, веря, что "огонь на огонь не пойдет" . Русский народный способ "защиты" от молнии вполне сопоставим с английской обугленной веткой (палками) из "костра летнего солнцестояния". Магическая сила костра, зажженного в праздник (олицетворяющий в народном сознании наивысшую мощь небесного светила), соответственно, передавалась всему, что становилось его "пищей". Поэтому "обугленные ветки и палки" превращались в универсальный талисман от молнии - того же небесного огня. Но возможно, в основе этого магического способа предотвращения пожара - уничтожение подобного подобным - лежит чисто практический народный опыт. Вплоть до наших дней одной из мер борьбы с массивными лесными пожарами является искусственное зажигание "встречного" огня:" На пути своем намеренно вызванное пламя уничтожает все то, что могло бы служить пищею грозно наступающему врагу" . Этот способ был хорошо известен и нашим предкам. Обугленные и обгорелые предметы в качестве магических средств защиты от молнии могли быть использованы по аналогии с зажиганием "встречного" огня.Поскольку в русском пантеоне Святых Илья пророк "грозы держит" , то для предотвращения грозовых пожаров "всего полезнее держать пост, особенно в Ильинскую пятницу, или мазать молоком косяки дверей и окон; полезно также вывешивать за окно полотенце с покойника. Если же бес не побоится ни того, ни другого, то наверное не устоит он перед горящей свечкой, с которой молились в Страстной Четверг на "стояниях", когда читались 12 евангелий Господних Страстей. Хороши и пасхальные, а того лучше богоявленские свечи...Деревенские старушки, и каждая из них, на случай грозы припасает ладан, чтобы посыпать его на уголья, в печной загнетке или на раскаленную сковородку, так как "черт ладану боится" .Многие народные поверья о грозах (особенно первых) содержат идею пробуждения природы от зимнего оцепенения: настоящая весна наступает только после первого грома. "До первого грома не просыпаются лягушки (Любимский уезд), а если и просыпаются, т о не могут квакать потому, что у них сросся рот, который раскрывается лишь во время грозы (Юрьевский у. Владимирской губ.). Поверье это основано, конечно, на том обстоятельстве, что, действительно, часто теплый дождь, сопровождающийся громом, пробуждает жизнедеятельность этих земноводных и дает начало их весенним концертам...". С первым громом и грозой также связывается идея обновления и очищения всего живого: "Кто умоется водой во время первой грозы, тот в течение целого года не будет хворать никакой болезнью". "Девица или женщина, услышавши весною в первый раз гром, бежит к воде для умывания, предполагая, что умывание в это время водою может придать лучший цвет ее лицу" . "В первую грозу ловят горстью дождевые капли и "вытирают" ими глаза" ."Полезно также умываться грозовой водой , то есть образовавшейся из растаявших градин (Любимский и Даниловский уезды)"."В предупреждение болезни рук советуют: "когда ударит гром, того же разу кусай пальцы на обеих руках, чтобы успеть каждый палец укусить три раза" .Грома боятся змеи, "так, поселянин, из многократного появления в летнее время грома, предполагает, что его домашний скот может безопасно бродить по лесам, не будучи изъязвлен змеями"."Если первый гром с полудня (с юга) - то грозное лето будет"

 

                

 

.По грозам, случающимся в определенные праздники, русские крестьяне гадали о погоде и урожае:"На Благовещенье гроза - к теплому лету; урожай орехов"

При образовании в любой точке горизонта грозового фронта мощных кучево-дождевых, башнеобразных туч следует внимательно наблюдать за развитием облачности. При этом надо помнить, что ветер не дает правильного представлении о направлении движения грозы. Грозы часто идут против ветра!

Расстояние до приближающейся грозы можно определить, посчитав секунды, разделяющие вспышку молнии и звук первого раската грома. Секундная пауза означает, что гроза на расстоянии 300-400 м, трехсекундная — 1 км, четырехсекундная — 1.3 км и т.д. Если эти промежутки времени уменьшаются, то гроза приближается, и необходимо принять меры защиты от поражения молнией.

Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь.

Наибольшую опасность представляют "сухие", то есть не сопровождающиеся осадками грозы.

Если по всем признакам ясно, что грозы не избежать, действуем в зависимости от ситуации.
Вариант 1. Вы в лесу.
Молния в лесу практически никогда не бьет в землю, за исключением полян, ибо деревья являются естественными громоотводами, причем вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте. Отсюда мораль: держитесь подальше от высоких деревьев. Самый грамотный вариант — усесться между низкорослыми деревьями с густыми кронами. При этом определите приблизительно высоту выбранных вами деревьев и постарайтесь размещаться от них на расстоянии, не превышающем эту высоту. Допустим, высота деревьев примерно 4-5 метров, соответственно, размещаться между ними надо так, чтобы до каждого из деревьев было не менее 4-5 метров. Это называется "конус защиты".

 

                      

 

 

Кроме того, надо помнить, что чаще всего молния ударяет в дубы, тополя, вязы. Реже — в ель, сосну. Совсем редко — в березы, клены. Сидеть лучше в так называемой "позе эмбриона" — спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединены вместе.

Выбирая себе убежище, обратите внимание — нет ли рядом деревьев, ранее пораженных грозой, расщепленных. В таком случае лучше держаться подальше от этого места. Обилие пораженных молнией деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и удар молнии в этот участок местности весьма вероятен.

Разбивать палатки также лучше всего на небольшой полянке в среднелесье. Ставить палатки на открытом месте опасно.
Вариант 2. Засада. Вы в поле.
При первых признаках приближающейся грозы надо: как можно быстрее переместиться в сторону надежного ближайшего укрытия (лес, деревня), удаляясь одновременно от отдельно стоящих деревьев или рощ. Если отдельно стоящее дерево расположено на вашем пути к деревне, плюньте на деревню. Тут приоритетной задачей будет все-таки отдаление от возможных зон попадания разряда. Отдаляться надо не менее чем на 150-200 м. С началом грозы, если вы так и не добежали до укрытия: присесть как можно ниже, а когда гроза подойдет совсем близко — лечь на землю. И тихо, смиренно, неподвижно лежать. При этом следует помнить, что песчаная и каменная почвы безопаснее, чем глинистая. И не спешите двигаться с места, когда гроза начнет уходить, — переждите 20-30 минут после того, как ударила последняя молния.

                              

 

Нельзя: перемещаться, в особенности гордо и бестрепетно; прятаться в стога сена, под одиноко стоящие деревья или островки деревьев, тем более прикасаться к ним руками и прочими частями тела. Человеческая психология такова, что в большом и мощном он склонен видеть защиту. В грозу работает обратный закон: чем ты мельче, тем больше у тебя шансов не попасть под разряд. Поэтому деревья обходим подальше.
Вариант 3. Спокойно, ты попал... Вы в речке, и рядом заливной луг.
Первое: срочно уматывать. Сначала, как водится, из речки, а затем как можно дальше от берега. Пойма — это такое сладостное для молний местечко, где резвиться они могут до посинения. Нельзя: лезть в воду; укрываться в пойменных кустах и опять-таки — под деревьями. Человек, находящийся на плавсредстве, при приближении грозы должен немедленно пристать к берегу. Если это невозможно — осушить лодку, переодеться в сухую одежду, если есть, поднять защитный тент, подложить под себя спасательный жилет, сапоги, снаряжение и т.п. электроизолирующие предметы, накрыться полиэтиленом таким образом, чтобы дождевая вода стекала за борт, не внутрь плавсредства, но при этом полиэтилен не должен соприкасаться с водой!
Вариант 4. Ужас … Вы на полпути к покорению своей вершины.
В горной местности при приближении грозы надо постараться спуститься с возвышенностей — хребтов, холмов, перевалов, вершин и т.п. Нельзя прислоняться или прикасаться при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам. Нельзя прятаться под скальными нависаниями. Опасно находиться возле водотоков (расщелин, желобов и т.д.), так как во время грозы даже мелкие трещины, заполненные водой, становятся проводником для стекания электричества. Лучше всего остановиться возле высокого вертикального отвеса ("пальца"). При этом высота отвеса должна быть, по меньшей мере, в 5-6 раз больше высоты человека, соответственно зона безопасности будет равна высоте отвеса, отмеренной в горизонтальной плоскости. Однако ближе чем на 2 м к стене приближаться нельзя. Можно укрываться в естественных нишах-пещерах в склоне, но также не ближе 2м от стены.

Металлические предметы — альпинистские крючья, ледорубы, кастрюли, собрать в рюкзак и спустить на веревке на 20-30 м ниже по склону.
Вариант 5. Гроза застала вас в машине.
Многие ошибочно считают, что опасно пережидать грозу, сидя в автомобиле. На самом деле машина достаточно хорошо защищает находящихся внутри людей, поскольку даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Поэтому если гроза застала вас в машине, задраиваем все окна и ждем, пока ненастье минует.

 

                              

 

 

Однако не следует дотрагиваться до ручек дверей и других металлических деталей. В том числе и до сотовых телефонов. Щадите свои барабанные перепонки — в грозу через мобильник в руках можно получить звуковой удар. если гроза застала вас в автомобиле, не нужно его покидать. необходимо закрыть окна и опустить автомобильную антенну.
Вариант 6. Вы на своем железном коне.
Велосипед и мотоцикл в отличие от машины от грозы вас не спасут. Соответственно, слезаем, укладываем транспорт и укладываемся сами на расстоянии примерно 30 м от них.
Еще пара полезных советов:
Во время грозы все металлические предметы: топоры, пилы, лопаты, ножи, посуду и т.п. — надо сложить в 15-30 м от лагеря или людей.

От почвы, особенно если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя теплоизолирующий коврик, надувной матрац, ветки, лапник, в крайнем случае камни, веревки, одежду, обувь и т.п. при этом надо стремиться, чтобы изолятор был возможно более сухим! Сидеть следует сгруппировавшись, согнув спину, опустив голову на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединить вместе. Тело должно иметь наименьший контакт с землей. Мокрую одежду желательно снять и надеть сухую, в крайнем случае, тщательно выжать. Мокрые тело и одежда повышают опасность поражения молнией.

Когда гроза начнется, потушите костер. Дым — хороший проводник электричества. Бывали, например, случаи, когда молния била в низкую трубу, хотя рядом стояла высокая. А все потому, что "коротышка" вовсю дымила.

Укрываясь от грозы, избегайте также характерных разломов на почве. Специалисты их называют "гнездовьями молний" — они являются наиболее проводящими участками почвы.

В пути группе лучше рассредоточится. Идти по одному, не спеша.

Во время грозы ни в коем случае не бегать и не суетиться.

Нельзя находиться в мокрой одежде и обуви.

Важно!!! Если рядом с вами оказался человек, пораженный или контуженный молнией, не бойтесь дотрагиваться до него — заряда в теле пострадавшего не остается. Надо помнить, что далеко не всякое поражение молнией смертельно!

Человеку можно помочь, оказав первую помощь. Основная причина смерти при ударе молнии — нарушение деятельности сердца и легких. Поэтому пострадавшему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца, не останавливаясь больше чем на минуту, и прекращать только тогда, когда у пострадавшего появились явные признаки смерти.

Драма в пяти действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Савёл Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его,
молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иванович Кабанов, ее сын.
Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
Шапкин, мещанин.
Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет,
полусумасшедшая. Городские жители обоего пола.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.
Между 3 и 4м действиями проходит 10 дней.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов
ЯВЛЕНИЕ I
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Напевает, восхищается Волгой, заговаривает об этом с Кудряшом. Показывает рукой в сторону, где идет, судя по всему, ссора. Кудряш сообщает, что это Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. “Достался ему на жертву Борис Гри-горьич, вот он на нем и ездит”, — говорит Кудряш. Шапкин добавляет: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. Унять-то его некому, вот он и воюет”. Шапкин считает, что и Кабаниха тоже не лучше. “Ну, да та хоть... все под видом благочестия...” — говорит Кудряш. По его мнению, было бы побольше таких парней, как он, в городе, так отучили бы Дикого от ругани, “постращали бы хорошенько”, встретив где-нибудь в переулке “вчетвером этак, впятером”. “Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать”, — говорит Шапкин. На это Кудряш отвечает, что Дикой его побаивается, знает, что он “свою голову дешево не отдаст”. Жаль только, что дочери Дикого еще малы, а то он бы “его уважил”. Шапкин и Кудряш отходят в сторону, чтобы Дикой ненароком не привязался к ним.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает племянника за то, что тот постоянно попадается ему на глаза. Борис оправдывается. Дикой уходит.
ЯВЛЕНИЕ III
Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Кулигин спрашивает, что заставляет Бориса жить у Дикого. Борис рассказывает о своей семье. Мать Бориса была из дворян, за что бабушка Бориса невзлюбила и ее, и ее мужа, отца Бориса. Они жили в Москве, ничего не жалели для воспитания и образования своих детей, но оба одновременно умерли от холеры. Вскоре умерла и жившая в Калинове бабушка. Согласно ее завещанию, Дикой, который приходится Борису дядей, должен выплатить ему и его сестре положенную им часть наследства с условием, что они “будут к нему почтительны”. Кулигин замечает на это, что Борису и его сестре наследства не видать. По мнению Кудряша, даже если бы они оба были почтительны к Дикому, ему ничто не помешает сказать, что они непочтительны. Борис с ним согласен, ведь Дикой уже и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?” Не будь сестры, Борис все бы бросил и уехал, а из-за нее терпит. Хорошо еще, что она живет у родни матери, страшно представить, какова была бы ее жизнь здесь. Борис делает “что прикажут”, а жалованье получит разве что в конце года, да и то “как будет угодно” Дикому. Кудряш подтверждает, что у Дикого так заведено — “не смей и пикнуть о жалованье... У него вся жизнь основана на ругательстве”. Кулигин советует Борису стараться угодить дяде. “На него и свои-то угодить не могут, а уж где мне!” — возражает Борис. Если Дикого где-нибудь кто-нибудь рассердит, так он потом отводит душу на домашних. Кудряш вспоминает, как однажды Дикого обругал один гусар. “После этого, — рассказывает Борис, — все две недели прятались по чердакам да чуланам”. Борис жалуется Кулигину, что ему трудно в Калинове, для всех он тут лишний, он никак не может тут привыкнуть. “И не привыкнете никогда, сударь... Жестокие нравы... в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...” — говорит ему Кулигин. Он рассказывает, как однажды мужики пришли к городничему с жалобой на Дикого, что обсчитывает их. Городничий посоветовал Дикому платить людям как полагается — ведь все время жалуются на него! На это Дикой ответил так: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня-то в год народу перебывает... Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются...” По словам Кулигина, в городе царят зависть и вражда, строчат “злостные кляузы на ближних”. Появляется Феклуша с какой-то женщиной. Феклуша расхваливает благочестие и добродетели купечества, особенно Кабановых. Они уходят. Борис удивлен тем, что хвалят Кабановых. Кулигин называет Кабаниху ханжой. “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кулигин мечтает найти вечный двигатель, он бы получил за него от англичан миллион и употребил бы его “для общества”. Вот только бы достать денег на модели... Кулигин уходит.

ЯВЛЕНИЕ IV
Борис жалеет мечтателя Кулигина. Но ведь он счастлив со своими мечтаниями. А ему, Борису, видно, суждено “загубить свою молодость в этой трущобе... А тут еще... сдуру-то влюбляться вздумал... В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся”. Борис видит предмет своей любви и уходит.
ЯВЛЕНИЕ V
Появляются Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Кабанова поучает Тихона: он едет по делам, так должен сделать все так, как она ему приказала. Тихон соглашается, уверяет мать, что во всем покорен ее воле. Но матери этого недостаточно, она продолжает корить сына. Даже его любовь к своей жене ей не по душе. В разговор вступает Катерина. Кабаниха резко обрывает ее. “Я давно вижу, что вам воли хочется”, — говорит Кабаниха. По ее мнению, Тихон размазня, а надо, чтобы жена его боялась. “Да зачем же ей бояться? — возражает Тихон. — С меня и того довольно, что она меня любит”. Но Кабаниха убеждена, что без страха и порядка в доме не будет, упрекает сына в том, что он, с его-то умишком, хочет своей волей жить. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! — оправдывается Тихон. — Где уж мне своей волей жить!” Кабанова уходит.
ЯВЛЕНИЕ VI
Тихон упрекает Катерину: “Всегда мне за тебя достается от маменьки!” Катерина не понимает, в чем она-то виновата. За нее вступается Варвара. “Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь”, — говорит она брату. Тихону хочется выпить, Варвара просит его не задерживаться у Дикого, к которому он собирается идти, а они с Катериной его подождут. Тихон уходит.
ЯВЛЕНИЕ VII
Катерина и Варвара остаются одни.
Катерина растрогана тем, что Варвара ее жалеет, говорит ей, что она тоже ее любит. Помолчав, Катерина говорит: “Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...” Катерина вспоминает, как хорошо ей жилось в родительском доме: “Что хочу, бывало, то и делаю”. У нее было много цветов, она за ними ухаживала, ходила с матерью в церковь, потом вышивала, а странницы, которых был полон дом, рассказывали о том, где были, что видели... Потом все шли к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. “Да ведь и у нас то же самое”, — говорит Варвара. Катерина не согласна: “Здесь все как будто из-под неволи”. Катерина вспоминает, как она любила ходить в церковь. “Точно, бывало, я в рай войду...” А иногда, случалось, ночью она встанет и молится до утра, сама не знает о чем. А какие сны снились ей — золотые храмь!, необыкновенные сады, где пели “невидимые голоса”. А то ей снилось, будто она летает по воздуху. “И теперь иногда снится, да редко, да не то”. “Я умру скоро”, — вдруг говорит Катерина. Она чувствует, что с ней что-то творится недоброе, ей страшно, будто она стоит над пропастью и кто-то ее туда толает, а удержаться не за что. Катерина признается Варваре, что ей в голо-V приходят всякие нехорошие мысли. “Кабы моя воля, — говорит она, — аталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...” “Только не с мужем”, — подхватывает Варвара. Катерина признается: “Грех у меня на уме!.. Ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?” Варвара отвечает, что не ей судить, у нее свои грехи есть. Вот уедет Тихон, тогда она что-нибудь и придумает, можно будет видеться. Катерина в ужасе. “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому...” — говорит она.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Появляется полусумасшедшая барыня. Увидев Катерину и Варвару, кричит им, показывая на реку: “Вон, вон куда красота-то ведет... В самый омут”, грозит им геенной огненной.
ЯВЛЕНИЕ IX
Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, рассказывает, что эта барыня смолоду грешила и теперь боится умирать. Чего сама боится, тем и других пугает. Варвара в тревоге: Тихона все нет, а собирается гроза. Катерина в страхе порывается бежать домой, Варвара удерживает ее — без Тихона им нельзя идти. Варвара удивлена, почему Катерина так боится грозы. Катерина объясняет ей, что боится не смерти, а того, что вдруг она явится перед Богом со своими грешными мыслями.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Комната в доме Кабановых
ЯВЛЕНИЕ I
Глаша вяжет в узлы вещи Тихона, собирающегося уезжать. Входит Фек-луша. Они разговаривают о поездке Тихона, о Катерине. Глаше не нравится, что люди в доме Кабановой относятся друг к другу с подозрением, постоянно ссорятся. Феклуша говорит в ответ: “Нельзя, матушка, без греха: в миру живем”. За ней самой тоже есть грех: любит сладко поесть. Рассказывает о своих странствиях: по своей немощи она далеко не ходила, но слышала много чего: есть такие страны, где нет православных царей, а “салтаны землей правят... и что ни судят они, все неправильно... У нас закон праведный, а у них... неправедный. А то еще есть земля, где все люди с песьими головами”. Феклуша уходит, а Глаша в изумлении говорит: “Каких-то... чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается...” Входят Катерина и Варвара.
ЯВЛЕНИЕ II
Варвара приказывает Глаше относить вещи в кибитку, а Катерине говорит, что рано ее замуж выдали, вот в Катерине “сердце-то и не уходилось”. Катерина говорит, что никогда и не уходится, такая горячая она уродилась. Она рассказывает Варваре, что еще когда ей было лет шесть, ее чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега, так что нашли ее только на другое утро. “Ты Тихо
на не любишь”, — говорит Варвара. Катерина признается, что ей его очень жалко, а любит она Бориса. Варвара предупреждает Катерину, чтобы случайно не проговорилась кому-нибудь об этом. Катерина отвечает, что не умеет обманывать. “Но ведь без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится...” —говорит Варвара. Она передает Катерине поклон от Во. риса, сообщает, что он хочет видеться с ней. Катерина пугается: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю”. Вар. вара считает, что можно делать что хочешь, “только бы шито да крыто было”. Катерина так жить не хочет, уж лучше она будет терпеть, пока терпится. “А не стерпится, что же ты сделаешь?” — спрашивает Варвара. “Я уйду, да и была такова, — отвечает Катерина. — Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Варвара предлагает ей после отъезда Тихона перебраться спать в сад, в беседку. Про Тихона она говорит, что он, как вырвется из дома, так запьет. Слушает бесконечные поучения матери, а сам только и думает, как бы уехать подальше. Разговор прерывает появление Кабанихи и Тихона.
ЯВЛЕНИЕ III
Кабаниха спрашивает сына, все ли ее наставления он запомнил. Тот отвечает “да”. Что ж тогда он молчит, не приказывает жене, как ей себя вести, пока он будет в отъезде? Кабаниха отдает приказы Катерине, а Тихон, словно эхо, повторяет их за матерью. Катерине надлежит “почитать свекровь, как родную мать... чтоб сложа руки не сидела, в окна глаз не пялила, на молодых парней не заглядывалась...”. Кабаниха, уходя, уводит с собой Варвару.
ЯВЛЕНИЕ IV
Тихон спрашивает, не обиделась ли на него Катерина? Та, помолчав, отвечает “нет”, но что свекровь ее обидела. Тихон советует не слушать, что она говорит. Катерина бросается на шею мужу, просит его не уезжать. “Коли маменька посылает, как же я не поеду!” На просьбу же Катерины взять ее с собой он отвечает: “Я не чаю, как вырваться, а ты еще навязываешься со мной... С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!” Он предвкушает две недели свободы от “кандалов”. Катерина умоляет Тихона взять с нее страшную клятву, что без него она ни на кого чужого не посмотрит, даже думать о нем не будет. Она падает перед мужем на колени, но тот, поднимая ее, говорит: “Что ты! Я и слушать не хочу!” Входят Кабанова, Варвара и Глаша.
ЯВЛЕНИЕ V
Тихон прощается с родными. Кабаниха ругает Катерину за то, что та виснет на шее мужа: “Не с любовником прощаешься”. Приказывает ей кланяться мужу в ноги.
ЯВЛЕНИЕ VI
Кабаниха одна. Она сетует на молодежь. Никакого-то порядка не знают, даже проститься путем не умеют. А еще хотят своей волей жить. Входят Варвара и Катерина.
ЯВЛЕНИЕ VII
Кабаниха ругает Катерину: “Вижу я теперь твою любовь-то. Другая рошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; тебе, видно, ничего”. “Что народ-то смешить!” — возражает Катерина.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Катерина остается одна. Она сетует на то, что нет у нее детей, все бы была забота за детьми смотреть. Жалеет, что не умерла в детстве. Принимает решение: она будет шить белье, потом раздаст его бедным. А тут и Тихон приедет.
ЯВЛЕНИЕ IX
Варвара, собираясь идти гулять, говорит Катерине, что мать разрешила им ночевать в беседке. Там, в саду, есть калитка, и она, Варвара, украла у матери ключ, а ей подложила другой, чтоб не заметила. “На вот, может быть, понадобится”, — говорит Варвара, давая ключ Катерине. Та сначала не хочет его брать, но Варвара добавляет, что ключ может понадобиться ей самой.
ЯВЛЕНИЕ X
Оставшись одна, Катерина размышляет: надо бы бросить ключ в реку. “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! ...Что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Будь что будет, а я Бориса увижу!”
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Сцена первая
Улица. Ворота дома Кабановых
Кабаниха и Феклуша сидят на скамейке
ЯВЛЕНИЕ I
Феклуша говорит, что близок конец света, в других городах просто “содом”: шум, беготня. “Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем... По улицам индо грохот идет, стон стоит... Огненного змия стали запрягать... для-ради скорости”. Кабаниха поддакивает Феклу-ше. “Некуда нам торопиться-то... мы и живем не спеша”, — говорит Кабаниха. Что же до машин, которые видела Феклуша, так она на них ни за что не поедет. Появляется Дикой.
ЯВЛЕНИЕ II
Кабанова спрашивает, почему он так поздно бродит. Дикой пьян, начинает пререкаться с Кабанихой, но та быстро ставит его на место. Дикой просит прощения. Ему хочется поговорить с Кабанихой: “Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Кабаниха интересуется, чем же так рассердили Дикого, не иначе денег просили. Оказывается, так оно и было — целый день к нему приставали люди, требуя причитающиеся им деньги. А у него сердце такое — знает, что надо отдать, а все добром не может. Стоит кому заикнуться о деньгах, как у Дикого “всю нутреннюю

разжигает, да и только”. Кабаниха'говорит Дикому, что он специально себя распаляет, зная, что когда он сердит, к нему уже никто не осмелится подойти. Появляется Глаша, сообщает, что накрыто на стол. Кабаниха приглашает Дикого закусить. Они уходят, появляется Борис.
ЯВЛЕНИЕ III
Борис спрашивает Глашу, не у них ли дядя? Глаша отвечает утвердительно. Борис рассказывает, что дома все рады, когда Дикой уходит, так что пусть сидит. Глаша уходит, а Борис жалуется на судьбу: ему хочется увидеть Катерину, он видит ее раз в неделю, да и то в церкви или на дороге. Уж лучше бы совсем ее не видать! Только сердце надрывается. Борис удаляется, навстречу ему идет Кулигин, который приглашает его на бульвар, где никого нет. Кулигин удивляется: сделали бульвар, а никто не гуляет, разве что по праздникам. Бедным некогда, а богатые еще засветло запирают ворота и спускают собак. Чтобы никто не видел, как они тиранят своих домашних. Впрочем, Борис ведь знает это по себе. Только и гуляют, что девушки да парни. Кулигин замечает целующихся Варвару и Кудряша. Кудряш уходит, а Варвара подзывает Бориса.
ЯВЛЕНИЕ IV
Кулигин уходит, чтобы не мешать. Варвара назначает Борису встречу в овраге за их садом. Тот удивлен, но Варвара говорит, чтобы он обязательно пришел. Варвара уверена, что Катерина не утерпит, выйдет к Борису.
Сцена вторая
Ночь. Овраг за садом Кабановых; от калитки в заборе вниз идет
тропинка
ЯВЛЕНИЕ I
Появляется Кудряш с гитарой, видит, что никого нет, садится на камень и поет песню о жестоком муже. Приходит Борис.
ЯВЛЕНИЕ II
Борис просит Кудряша уйти, тот противится, говорит, что у него всегда здесь свидания. Борис решает поговорить с Кудряшом по душам. Он любит замужнюю женщину. Кудряш советует ему отказаться от нее, иначе он ее погубит. Кудряш догадался, кого любит Борис, — молодую Кабанову. Он поздравляет Бориса — ведь если его позвали сюда, значит, это сама Катерина велела. Кудряш напоследок предостерегает Бориса, что “хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта”. Из калитки выходит Варвара.
ЯВЛЕНИЕ III
Варвара, стоя у калитки, поет, Кудряш ей подпевает. Варвара подходит к Борису, говорит ему, чтобы подождал, и уходит с Кудряшом к Волге. По тропинке сходит Катерина. На ней большая белая шаль, глаза потуплены. Борис хочет взять ее за руку, она отшатывается: “Не трогай меня!.. Зачем ты пришел?.”. Потом кидается к нему на шею. “Не жалей, губи меня! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Борис говорит Катерине, что не надо думать о будущем, ведь им сейчас хорошо. Катерина признается, что давно любит Бориса. Появляются Кудряш и Варвара.
218
ЯВЛЕНИЕ IV
“Ну что, сладили?” — спрашивает Варвара. “Сладили”, — отвечает Бо-р![С. Варвара предлагает Катерине и Борису пойти погулять, а когда нужно, Кудряш их окликнет. Кудряш хвалит Варвару за то, что она придумала ходить через садовую калитку. Это очень удобно. Уже первый час, Кудряш С1ястом зовет Бориса. Варвара назначает свидание на завтра.
ЯВЛЕНИЕ V
Все прощаются. Кудряш, уходя, поет, Варвара от калитки отвечает ему теней.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу
ЯВЛЕНИЕ I
Накрапывает дождь, собирается гроза. Сегодня праздничный день, много гуляющих. Несколько человек ходят под арками, рассматривая изображения на стенах. Появляется Дикой, за ним Кулигин.
ЯВЛЕНИЕ II
Дикой, бранясь, гонит Кулигина, но тот не отстает. Он хочет устроить на бульваре солнечные часы и уговаривает Дикого дать на это денег. Дикой считает это вздором, Кулигин возражает: “Я для общей пользы, ваше степен-сгво”. “А может, ты украсть хочешь?..” — говорит Дикой. Кулигин обижается, он человек честный, его тут все знают. “Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”, — говорит Дикой. Кулигин предлагает установить в городе громоотводы, ведь здесь часты грозы. “Гроза-то нам в ваказание посылается... Ты что, татарин, что ли?” — ответствует Дикой и грозится донести на Кулигина городничему. Кулигин уходит, махнув рукой. Дождь перестал. Дикой уходит, за ним все остальные. Появляется Варвара.
ЯВЛЕНИЕ III
Варвара видит проходящего мимо Бориса, подзывает его и сообщает о гозвращении Тихона и что Катерина “просто сама не своя сделалась... глаза как у помешанной”. Варвара боится, что она “бухнет мужу в ноги, да и расскажет все”. Сейчас Кабановы на бульваре. Варвара советует Борису не попадаться им на глаза. Слышны удары грома, появляются люди.
ЯВЛЕНИЕ IV
Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Катерина в страхе бросается к Варваре, говорит, что гроза означает ее смерть. Варвара пытается ее успокоить. Кабаниха заявляет: “Надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было”. Тихон шутя советует Катерине покаяться в грехах. Катерина замечает Бориса, вскрикивает и разражается рыданиями. Кулигин, обращаясь к присутствующим, говорит, что не надо бояться грозы, это не кара, а “благодать”. “А вы боитесь и взглянуть-то на небо... Изо всего-то вы себе пугал наделали”. “Пойдемте! Здесь страшнее!” — говорит Борис Кулагину и уводит его.

ЯВЛЕНИЕ V
Кабанова ругает Кулигина за пустые разговоры. Кто-то в толпе говорит, что начавшаяся гроза “даром не пройдет... Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит”. Катерина пугается, Тихон успокаивает ее. “Меня убьет. Молитесь тогда за меня!” — говорит Катерина. Появляется барыня с лакеями. Катерина в испуге прячется.
ЯВЛЕНИЕ VI
Барыня кричит Катерине: “Что прячешься?.. А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. От Бога-то не уйдешь!” Катерина видит на стене изображение геенны огненной и в исступлении признается в том, что “все-то десять ночей гуляла” с Борисом. Она падает без чувств на руки Тихона. “Куда воля-то ведет! Говорила я...” — заявляет Кабаниха.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Декорация первого действия. Сумерки
ЯВЛЕНИЕ I
Кулигин сидит, напевая, на лавочке. Идущий по бульвару Тихон, увидев его, заговаривает с ним. Он рассказывает Кулигину, как ездил в Москву и все время пил, “чтобы уж на целый год отгуляться”, а про дом ни разу и не вспомнил. Жену, по его мнению, “убить мало” за измену. Надо сделать, как “маменька говорит: ее надо живую в землю закопать”. Он Катерину немного побил, потому что “маменька приказала”, а вообще-то ему ее жалко. Кулигин советует Тихону простить Катерину, она будет ему хорошей женой, лучше всякой. Тихон и простил бы, да вот маменька... “Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить”, — говорит ему Кулигин. Он спрашивает о Борисе. Тихон со злорадством сообщает, что Дикой посылает его на три года куда-то в Сибирь, в тамошнюю контору. Кулигин, слыша злобу в словах Тихона, говорит ему, что врагов надо прощать. Тихон сообщает, что Варвара убежала с Кудряшом, и все из-за матери. Появляется Глаша. Она говорит, что пропала Катерина. Тихон боится, как бы Катерина не наложила на себя руки. Все расходятся. Появляется Катерина.
ЯВЛЕНИЕ И
Катерина хочет увидеться с Борисом, проститься с ним. Словно в забытьи, Катерина пытается вспомнить слова, что говорил ей Борис. Ей очень тяжело оттого, что она Бориса “в беду ввела”. “Взяли бы, да и бросили меня в Волгу; я бы рада была”. Катерина подходит к берегу Волги и со слезами зовет Бориса. И тут он появляется.
ЯВЛЕНИЕ III
Борис тоже ищет Катерину. Они встречаются. Борис сообщает, что дядя отсылает его в Сибирь, Катерина просит его взять ее с собой. Борис отговаривается тем, что едет не по своей воле. Катерина рассказывает о своей жизни: муж все время пьет, а свекровь мучает ее, запирает. Все смеются над ней. Катерина просит, пусть Борис по дороге подает милостыню нищим, чтобы они молились за ее грешную душу. Борис забеспокоился: “Не задумала ли ты чего?” Катерина его успокаивает. Они прощаются. Борис уходит.
ЯВЛЕНИЕ IV
Катерина не может решить, куда ей идти. “Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!.. А поймают меня, да воротят домой насильно...” Катерина подходит к берегу: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
Появляются Кулигин, Кабаниха, Тихон.
ЯВЛЕНИЕ V
Кулигин говорит, что Катерину видели здесь, Тихон радуется, что она, значит, жива. Кабаниха накидывается на него: “Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет”. С разных сторон подходят люди с фонарями, переговариваются. Кто-то кричит, что женщина бросилась в реку. Кулигин бросается туда, откуда послышался голос.
ЯВЛЕНИЕ VI
Тихон тоже порывается бежать, но мать его не пускает. “Прокляну, коли пойдешь”. Кулигин с помощниками несет мертвую Катерину. Она бросилась с обрыва в реку и разбилась. “А точно... как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только... капелька крови”, — говорит кто-то.
ЯВЛЕНИЕ VII
Кулигин говорит: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Тихон кидается на тело жены, плачет, винит во всем мать: “Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...” Кабаниха грозит сыну, что поговорит с ним дома. Тихон восклицает: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”
.,

Комментарии: (14)

Наглядно, отличный дизайн, картинки и видео.

Я в восторге от того, сколько у вас полезной информации.

Интересно. И полезно.

Ваш сайт принес очень много пользы для меня лично и моих друзей. всем рекомендую.

Ваш сайт просто незаменим.

Я недавно познакомился с вашим сайтом. У меня только хорошее мнение о нем.

Классно!

Очень, очень неплохо.

Красиво оформлено!

Самое мистическое переживания детства, гроза.

Хорошие практичные советы скомбинованые с теорией! Професионально!

вам бы контент отредактировать)) лижний текст, в конце статьи.

И не знал, что с грозой связано так много сказаний и легенд. Спасибо за раскрытую тему.

Тема очень интересная и я рад что она была затронута. Сам ярый фанат Теслы, поэтому люблю электричество и все что с ним связано.

Прокомментировать