ВЫСОТНЫЕ РАБОТЫ В последние годы растет востребованность и популярность промышленного альпинизма, получившего в узких кругах название «промальп». Большое количество высотных зданий, расположенных часто в таких местах, где нецелесообразно или даже невозможно смонтировать строительные леса, а использовать люльки неэкономично, спровоцировало...

Далее

Услуги арбористики Обрезка деревьев необходима как в городских условиях, так и на дачных участках. Кронирование деревьев это комплекс работ направленный на создание необходимой формы кроны и обрезке ненужных веток. Производят такие работы арбористы – специалисты обладающие навыками промышленного альпинизма. Существует декоративное и аварийное...

Далее

Утепление стен, фасадов, квартир,... При осуществлении работ мы используются технологии утепления фасада методом именуемым как «легко-мокрый» способ. Этот метод позволит вам избавиться от промерзания стен, плесени, грибка и сырости. Так же утепление послужит вам звукоизоляцией и обеспечит прекрасную теплоизоляцию. Качественно выполненная работа подарит вам прохладу...

Далее

Средства промальпинизма. Веревки Данная статья адресована в большей степени тем, кто находиться вне сферы промышленного альпинизма и работ на высоте, пытающимся разобраться, как же выполняются такого рода работы и какими средствами и приемами пользуются высотники. Итак, что же говорит нам определение термина: Промышленный альпинизм Промышленный альпинизм...

Далее

Наружная рекламаНаружная реклама Сегодня трудно представить современный облик городов без наружной рекламы. https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=1G0KM91prp4 Яркие вывески, привлекающие взгляд своими размерами бигборды,  яркие  палитры брендмауеров, ситилайты и другие изыски современной рекламы - все это необъемлемая часть современной жизни города, работающая  на...

Далее

узлы легко вяжется под нагрузкой

Рубрика : узлы легко вяжется под нагрузкой | добавить страницу к Mister Wong

  узлы легко вяжется под нагрузкой

Узлы — это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Узлы - knots_03.png

 


Прямой узел. Рифовый узел (а, б

 

)

(+)

 

— узел легко вяжется;

(-)

 

— под нагрузкой я;

— самопроизвольно развязывается — «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;

(!)

 

— используется для связывания веревок одинакового диаметра;

 

Ткацкий узел (в, г

 

)

(+)

 

— узел легко вяжется;

(-)

 

— «ползёт» при переменных нагрузках;

— при больших нагрузках сильно затягивается;

(!)

 

— используется для связывания веревок одинакового диаметра;

— обязательны контрольные узлы;

— может использоваться для связывания рыболовных лесок.

Узлы - knots_05.png

Встречный узел

(+)

 

— узел легко вяжется, хорошо держит;

— «не ползёт»;

(-)

 

— под нагрузкой сильно затягивается;

(!)

 


— используется для связывания веревок любого диаметра (а-г

 

), для лент (д

 

) и сочетаний лента-веревка;

— удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узлы - knots_06.png

 

Узел «встречная восьмерка»

(!)

 

— надежный узел, хорошо держит;

— «не ползёт»;

(-)

 

— вяжется медленно;

— сильно затягивается;

(!)

 

— используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Узлы - knots_07.png

Шкотовый (а-в

 

) и брамшкотовый (г

 

) узлы

(+)

 

— надежные узлы, легко вяжутся;

— под нагрузкой не затягиваются;

(-)

 

— «ползут» при переменных нагрузках;

(!)

 

— шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый — для веревок как одинакового, так и разного диаметров;

— обязательны контрольные узлы.

Узлы - knots_08.png

Узел «грейпвайн»

 узлы легко вяжется под нагрузкой

(+)

 

— надежный и красивый узел;

(-)

 

— для правильного вязания требуется практика;

— под нагрузкой сильно затягивается;

(!)

 

— используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;

— удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

Узлы - knots_09.png

Узел Хантера

(+)

 

— надежный и красивый узел;

— хорошо держит на мягких веревках и на лентах;

— сильно не затягивается;

(-)

 

— трудно запоминается, требует практики;

— на жестких веревках недостаточно затягивается;

— «ползёт» при переменных нагрузках;

(!)

 

— используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

Узлы - knots_10.png

Змеиный узел

(+) — очень надежный узел;

— «не ползёт»;

(-)

 

— вяжется медленно;

— требует практики;

(!)

 

— используется на тонких мягких капроновых веревках;

— на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

Узлы - knots_12.png

Привязочный узел

(+)

 

— узел легко вяжется;

— под нагрузкой не затягивается;

(-)

 

— «ползёт» при переменных нагрузках;

(!)

 

— для повышения надежности соединения используйте контрольный узел или закрепляйте свободный конец способом встречного узла (в-г

Узлы - knots_13.png

Выбленочный узел (а-в

 

)

(+)

 

— простой и надежный узел, легко вяжется;

— под нагрузкой не затягивается;

(-)

 

— «ползёт» при переменных нагрузках;

(!)

 

— узел надежно работает при постоянной нагрузке;

— удобен для привязывания веревки к любому количеству опор (столбов, деревьев и т.п.);

— для повышения надежности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры

 

Узлы - knots_14.png

Узел «удавка»

(!)

 

— узел легко вяжется;

— после снятия нагрузки легко развязывается;

(-)

 

— «ползёт» при переменных нагрузках;

(!)

 

— надежно держит при числе витков не менее четырех;

— используется для привязывания веревки к дереву, столбу и т.п.;

— надежен при постоянной нагрузке;

— узел запрещено использовать для организации навесных переправ (в туризме, альпинизме).

 

Узлы - knots_15.png

Узлы - knots_16.png

двойной узел «удава» (д-ж

 

)

(+)

 

— очень надежные узлы;

— быстро и сильно затягиваются,

— «не ползут»;

(-)

 

— трудно запоминаются, требуется практика;

— при сильных нагрузках затягиваются «намертво», что в ряде случаев является их положителным свойством (см. ниже);

(!)

 

— для облегчения развязывания узла вяжется петля (г

 

) со свободным концом не менее одного метра, нагружая который, узел развязывают;

— незаменимы для связывания различных деревянных каркасов, в т.ч. каркасов плотов под углом в 90°. Жесткость достигается за счет способности узлов затягиваться «намертво»;

— могут использоваться для ремонта и связывания металлических каркасов у байдарок, катамаранов и т.п.;

— удобен для привязывания рыболовных крючков;

— если сделать не один, а два оборота свободным концом (д

 

) вокруг предмета, на котором вяжется узел, получится двойной узел «удава». Такой узел затягивается еще сильнее.

Узлы - knots_17.png

Скользящая петля

(+)

 

— простой узел, легко развязывается;

— позволяет регулировать размер сдвоенной петли;

(-)

 

— «ползёт»;

(!)

 

— используется только в быту для стягивания чего-либо.

Узлы - knots_27.png

Беседочный узел («булинь»)

(+)

 

— простой и надежный узел;

— под нагрузкой сильно не затягивается;

(-)

 

— «ползёт» при переменных нагрузках;

(!)

 

— применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам и т.п., для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень и др.);

— широко используется в альпинизме для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или систем (пояс + беседка). Зависание в такой грудной обвязке при падении в трещину или при срыве на скалах на время более 10 минут, даже при наличии беседки, крайне опасно для жизни из-за нарушения кровоснабжения;

— необходим контрольный узел.

Использование узла «булинь» в морской практике

(!)

 

— применяется для обвязывания туловища человека растительным или синтетическим тросом диаметром не менее 25 мм в качестве страховки при работе на высоте или за бортом, для вытаскивания человека, упавшего в воду;

— для связывания двух тросов любого диаметра и их комбинаций (стальной + растительный, синтетический + растительный и т.п.). Тросы соединяются петлями. Такое соединение одно из самых надежных,

— петля на тросе, завязанная «булинем», используется для швартовки.

Узлы - knots_31.png

Узлы - knots_32.png

Узел «двойной булинь»

(+)— надежный узел;

— позволяет делать петли как одной, так и разной длины;

(-)

 

— для правильного вязания нужна практика. Чтобы рисунок узла получался верным, нужно петлю «А» полностью вытянуть в противоположном от петель «Б» направлении (1), после этого затянуть узел (2);

(!)

 

— удобен для крепления веревки путем накидывания петель на опору, крюк и т.п.;

— применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги);

— в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Узлы - knots_33.png

Эскимосская петля (а-в

 

).

(+)

 

— узел легко вяжется, «не ползёт»;

— позволяет быстро регулировать размер петли в узле;

— под нагрузкой не затягивается;

(!)

 

— удобен для оттяжек палаток;

— позволяет выставить вертикально, например, мачту телеантенны на земле или на крыше дома при помощи четырех растяжек;

Рыбацкая петля (г

 

)

(+)

 

— узел легко вяжется, надежно держит;

— «не ползёт», при нагрузках сильно затягивается;

(!)

 

— применяется там, где нужна надежная петля;

— может быть использован в альпинизме вместо «проводника» и «восьмерки»;

— удобен для привязывания рыболовных крючков.

Узлы - knots_34.png

Схватывающий узел («пруссик»)

 узлы легко вяжется под нагрузкой

(+)

 

— узел свободно перемещается;

— при нагружении затягивается;

— после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние;

(-)

 

— для свободного вязания требуется практика;

— плохо держит на жестких веревках, совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» рывков на них, т.к. из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться;

(!)

 

— используется в альпинизме для организации самостраховки, узел вяжется веревкой d = 5-6 мм на веревке d = 9-12 мм.

— при использовании узла на обледенелых веревках нужно закончить вторую (верхнюю) половину узла одним оборотом.

Узлы - knots_44.png

Узел Бахмана (а-в

 

). Карабинный узел (г-д

 

)

(+)

 

— узлы несложно вяжутся;

— при нагружении хорошо держат;

— при снятии нагрузки легко развязываются;

— можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках;

— можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;

(!)

 

— используются для организации самостраховки, навесной переправы;

— надежны в работах по транспортировке пострадавших.

Узел Бахмана (а-в

 

). Карабинный узел (г-д

 

)

(+)

 

— узлы несложно вяжутся;

— при нагружении хорошо держат;

— при снятии нагрузки легко развязываются;

— можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках;

— можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;

(!)

 

— используются для организации самостраховки, навесной переправы;

— надежны в работах по транспортировке пострадавших.

 

Узел «стремя»

(+)

 

— универсальный узел;

— легко вяжется;

— просто развязывается;

(!)

 

— петли узла используют в качестве опоры для ног при подъеме по закрепленной веревке (самовылаз из трещин и т.п.) — I;

— хорош при спасательных работах для торможения веревки и вязки носилок из подручных средств;

— может использоваться для самостраховки — II.

Узлы - knots_47.png

 

Узлы - knots_45.png

Узел УИАА

(+)

 

— простой узел, используемый для страховки (в т.ч. для динамической) и торможения веревки при спуске пострадавшего);

(!)

 

— при динамической страховке применим только на эластичной веревке;

— не применять жесткую веревку;

— для спуска пострадавшего можно использовать два узла УИАА.

Узлы - knots_48.png

Узел Гарда

(+)

 

— несложный узел;

— используется для страховки и торможения веревки при спуске пострадавшего и при транспортировке груза;

— применяется при любом состоянии веревки;

— хорошо фиксирует нагруженную веревку;

(!)

 

— силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.

Узлы - knots_50.png

Узлы — это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин в книге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости. Вообще, для многих людей вязание узлов — область далекая и не самая нужная; они прекрасно обходятся без этого. А с узлами сталкиваются, лишь когда завязывают ботинки или галстук. А раз нет потребности в узлах — нет и необходимости знать из различные виды.

Другие же, напротив, считают, что даже в быту умение вязать узлы дело все-таки полезное и нужное, и что это умение их не раз выручало. Эти люди охотно берут веревку в руки, умеют с ней обращаться, свободно вяжут на ней узлы, умело привязывают веревку к чему-либо, быстро связывают веревки между собой. И все это они делают красиво, уверенно и, главное, — надежно.

Вязать узлы — дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Одни узлы под нагрузкой затягиваются, другие — нет. Некоторые узлы могут «ползти» — медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удается…

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

Некоторые найдут иные способы завязывания узлов — и, действительно, для некоторых узлов эти способы существуют. В этой книге варианты вязки узлов не приводятся. Исключение составляют узлы, которые можно вязать как петлей (кольцом), так и свободным концом веревки, что порой бывает очень важно при работе с ними.

К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Узлы должны:

завязываться просто (легко запоминаться);

не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия;

не «ползти» при переменных нагрузках;

не затягиваться «намертво» без необходимости;

соответствовать своему назначению.

Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» — на 25%, узел «булинь» — на 30%, ткацкий — на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой (для капроновых веревок). Использование таких веревок для страховки недопустимо.

Несколько слов о названиях узлов, приведенных в книге. Некоторые из них называются здесь иначе, чем в литературе по морской практике. Автор оставил те названия, под которыми эти узлы известны большому кругу людей — туристам, альпинистам и др. Если кто-то считает, что другие названия более удачны, — переучиваться не стоит. Главное — не в названии узла, а в его назначении.

Книга, безусловно, будет полезна тем, кто в своей работе, увлечении без узлов обойтись не может. Это, конечно, альпинисты, моряки, охотники, рыбаки, скалолазы, туристы, яхтсмены и т.д. Но и другие читатели найдут также полезные для себя сведения. Так, раздел «Галстучные узлы» поможет выбрать подходящий способ завязывания галстука, а раздел «Декоративные узлы» — красиво оформить подарочную коробку. А женщины, увлекающиеся макраме, смогут использовать сведения из книги в своих практических занятиях.

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

 узлы легко вяжется под нагрузкой

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце “Ленин” и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызывая недоумение матери и бабушки.

В военно-морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В.П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, минимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, пополняя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по такелажному делу, атласах морских узлов, старых отечественных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие способы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным такелажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом – боцманом греческого теплохода “Эфтихия”, на котором я год плавал гарантийным представителем Всесоюзного объединения “Судоимпорт”. Поскольку за рубежом моряки знания вязки узлов стараются держать в секрете (особенно от своих коллег по судну), боцман “Эфтихии”, поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых узлов, сначала сказал, что он “все давным-давно позабыл”. Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые моряки, “чендж” – обмен “узел за узел”. Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: “чтобы не видела команда”. Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В.П. Цюсевич и позже В.М. Грязнов – в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, один из авторов атласа “Судовые такелажные работы”. Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригинальный узел, который в этой книге назван “пожарной лестницей”.

Моя коллекция узлов продолжала пополняться, но очень медленно. После «Эфтихии» в 1968–1969 годах мне довелось год проплавать на кувейтском теплоходе “Ал Сабахиа”, побывать во многих портах Европы, Африки и стран Среднего Востока. Во время плаваний “Ал Сабахии” нередко приходилось встречаться с нашими и зарубежными моряками. Естественно, что я не упускал возможности зарисовать не известный мне узел и научиться его вязать. Так в мой альбом морских узлов попало еще несколько схем.

Позже, работая три года в порту Басра, я почти каждый день общался с советскими и иностранными рыбаками. К коллекции прибавилось еще два десятка узлов, которые мне не встретились ни в одной из просмотренных книг.

К 1978 году удалось собрать более 500 морских узлов и дать им описание. Но через год я прекратил свои поиски и “охоту” за новыми узлами. Сделал это не потому, что не было свободного времени или из-за того, что исчерпал все возможности для сбора новой информации, а в связи с тем, что совершенно случайно стал обладателем такой коллекции узлов, о которой даже и не предполагал.

В 1979 году во время служебной командировки в Индию в одном из книжных магазинов Калькутты я случайно купил книгу, на обложке которой было написано “3800 узлов”. Эта книга, объемом 620 страниц, в переводе с английского называется “Книга Ашлея по узлам”. Впервые она вышла в свет в 1944 году в Нью-Йорке. Ее автор – американец Клиффорд Ашлей, бывший моряк торгового флота и художник-маринист – долгие годы, как и я, собирал рисунки, схемы и фотографии различных узлов. В поле его зрения попала не только вязка морских узлов, но и все виды такелажных работ, в том числе изготовление сплесней, огонов, кнопов, мусингов, бензелей, найтовов, марок, матов, сетей и пр. При этом Ашлей исследовал тонкости как судовых такелажных работ, так и всех других видов работ с тросами, канатами и нитями, выполняемых людьми разных профессий – ткачами, портными, скорняками, сапожниками, кружевницами, вышивальщицами и т. д. Не оставил он без внимания и такелажный инструмент, применяемый при работе с тросами – свайки, драйки, киянки, мушкели, берды, иглы и пр. За одиннадцать лет он нарисовал 7000 изображений, которые дают понятие о 3800 узлах, приспособлениях, инструментах и такелажных изделиях.

Хотя книга Ашлея – своего рода энциклопедия такелажного дела и наиболее подробная из всех книг, когда-либо изданных на эту тему, морские узлы в ней не выделены в особый раздел и их функции не разграничены. По приблизительным подсчетам в этом издании около 700 различных узлов, в разнос время придуманных людьми. В списке литературы, который приводит автор этой замечательной книги, более 200 использованных источников, но среди них нет ни одной ссылки на нашу литературу. В книге нет и таких узлов, которыми пользуются наши моряки, как калмыцкий, казачий, шлюпочный и буксирный.

Позже в Лондоне, в публичной библиотеке Британского национального музея, мне удалось разыскать еще две огромные книги по узлам – “Энциклопедию узлов и декоративных плетений” авторов Раула Грамо и Джека Хенсела, изданную в США в 1939 и 1942 годах, и “Искусство вязки узлов и сплесней”, написанную Сайрусом Лоренсом Даем в 1947 году.

Несколько слов о названиях узлов. Многие названия морских узлов попали в наш морской язык из английского и французского языков еще в середине XVIII века. Во времена парусного флота русские моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. В наше время число названий морских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. Названия морских узлов, применяемые в различных странах, как правило, английские, причем многие узлы имеют одновременно два-три, а некоторые пять-семь названий.

В английском языке термин “узел” издавна обозначался, в отличие от русского языка, тремя разными существительными: «knot», «bend» и «hitch». Первое обозначает переплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе – переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье – прикрепление ходового конца троса к какому-либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.

Однако за последние полтора века в английском языке значения этих трех существительных смешались, и они стали взаимозаменяемыми. Например, русское название узла “рыбацкий штык” в современном английском языке будет соответствовать равнозначно «anchor knot», «fisherman`s bend» и «bucket hitch».

Перевод названий некоторых узлов с английского на русский язык нередко вызывает затруднения, и иногда они становятся невыразительными, длинными и труднозапоминающимися. Нескольким узлам, названия которых на английском языке не выражают какого-либо конкретного смысла в их характеристике, автор придумал и привел в книге свои названия, такие, как “дубовый”, “водяной”, “тещин”, “кинжальный”, “змеиный”, “лиановый”, “щучий”, “олимпийский”, “акулий”, “лососевый”, “тунцовый” и “роликовый”. На английском языке эти узлы имеют описательные наименования, например “узел для привязывания рыболовного крючка для ловли лосося” (поэтому в книге он получил название “лососевый узел”) и т. п.

В своих рассуждениях об узлах автор, по возможности, старался не отступать от норм отечественной морской лексики и терминологии. Правда, в отдельных случаях он употреблял вместо термина “трос” (“канат”) существительное “веревка”, что, конечно, режет слух моряков. Это можно объяснить тем, что в тех местах текста, где действительно фигурирует веревка, а не трос, при использовании последнего термина смысл бы исказился.

Знать узел и уметь быстро его вязать – две разные вещи. Вязка узлов – дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-разному. Например, прямой узел можно завязать, тремя способами и двумя способами развязать. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел, главное – результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно.

Способы вязки узлов в этой книге показаны в виде схем, состоящих из двух-трех позиций (если узел простой, то из одной позиции, а сложный – из четырех) и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Половина узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять. Текстовое объяснение процесса вязки узлов в большинстве из описаний отсутствует. Это сделано умышленно по двум причинам: движение концов троса указано стрелками и ясно без слов, а главное, по мнению автора, чтение текста и одновременная вязка узла с рассмотрением схемы требуют от читателя большого напряжения. Практика показывает, что такие наставления, как, например, “берут в левую руку ходовой конец троса, правой накладывают сверху коренной конец на ходовой, делают вокруг ходового конца шлаг против часовой стрелки, этот шлаг заводят влево внутрь петли” и т. п. (Ф.Г. Алексеевский. Такелажные работы. М.: Речной транспорт, 1962), очень сковывают действия читателя в процессе самообучения вязки узла.

Комментарии: (3)

в юности вязала такие узлы.

Знал об этом, но спасибо, с удовольствием прочитал

Arbooz…

Доброго дня, хочу выразить что это очень поучительная статья. Спасибо вам….

Прокомментировать